Анализ басни и.а.крылова «стрекоза и муравей» методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Алан-э-Дейл       04.01.2023 г.

Краткое содержание

В басне два главных героя::

  • Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный;
  • Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.

Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»

Анализ басни

Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.

Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.

Особенности басни:

  1. Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания — попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
  2. Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
  3. Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
  4. Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
  5. Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.

Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.

Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.

Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи. При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».

Основная мысль басни

Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?

Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.

Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:

  1. Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря;
  2. Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.

Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы

Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»:

  1. Можно слова произведения пропеть. Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
  2. Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
  3. Представляйте события, которые описываются в басне. Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
  4. Также можно повторять четверостишиями. Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.

Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

— Доброе утро!

— Доброе утро

Солнцу и птицам!

— Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2. Беседа по жанрам художественной литературы

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. В путешествие мы отправимся на ковре –самолете Скажем волшебные слова: «Ковер – самолет — лети. В волшебную страну нас отнеси» Закройте глаза. Ребята, открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной стране. Это чудесный мир книг. Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

— Правильно, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад.

Воспитатель: А у нас в группе есть библиотека?

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

• Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

• — Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

• Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

• Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

• Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

• Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

• Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

• Какие сказки они написали?

• Чему нас учат сказки?:

• Ребята, чем отличается сказка от рассказа?

• Посмотрите на эту книгу. Называется она «Басни». Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. В России писал басни Иван Андреевич Крылов Крылов — самый известный баснописец. Герои басни — животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Я вам сейчас прочитаю басню И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Словарная работа.

Зима катит – наступает

Нужда – отсутствие еды, дома.

Удручена – огорчена

Вешних дней – весенних

Мурава – высокая трава.

Беседа по басне:

С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?

Почему муравей отказал в помощи?

Чем занималась стрекоза все лето?

Чем занимался муравей?

Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?

Физминутка «Муравьи и стрекозы».По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил».

Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы.

Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы.

Рассказывание басни по ролям.

Заключительная часть.

Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Становитесь на ковер – самолет. Произносим волшебные слова «Ковер – самолет, лети, в детский сад нас отнеси» Вот мы и в детском саду.

О каком жанре мы сегодня говорили. Как называется басня, которую мы слушали?

Кто ее автор?

Чему нас учит эта басня.

Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

  • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
  • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
  • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

Анализ / мораль басни «Стрекоза и Муравей» Крылова

«Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова – одна из самых обсуждаемых басен.

Басня написана в 1808 году. Ее автору было 45 лет, и он находился в расцвете своих творческих способностей, опубликовал сборник басен, скоро завоевавший ему необыкновенную популярность. Впрочем, трудился он и на государственной службе, в одном из департаментов. Размер произведения – четырехстопный хорей с разнообразием рифмовок: тут и смежная, и охватная, и перекрестная. Композиционно авторский рассказ переходит в диалог героев, а следом – в назидание. Итак, «лето красное» (фольклорный эпитет, а еще и инверсия) Стрекоза «пропела». Обычно эта строка мало кого настораживает. Между тем, стрекозы не отличаются выдающимися певческими способностями. Более того, «резвилась» она в «муравах» (еще одно народное словечко, означающее разнотравье). Понятно, что в траве стрекозам делать нечего. Противоречивость образа вызвана первоисточниками этого переводного сюжета. У Лафонтена героиня – цикада. На русской литературной почве такое насекомое вряд ли бы прижилось, поэтому писатель подразумевал скорее кузнечика. Тогда все сходится. «Зима катит в глаза» (метафора): меткая идиома из арсенала И. Крылова. И если у Эзопа зима с дождями, то здесь куда более привычная, с морозом, «холодная». Глагольность придает стремительности сюжету. Помертвело «чисто поле»: вновь использован сказочный эпитет и олицетворение в придачу. «Под листком стол и дом»: раз герои одушевлены, обладают даром речи, разума и чувств, то и живут, и ведут они себя соответственно. «На желудок петь голодный!»: в этом восклицании и ирония, и резонность крестьянского подхода к ситуации, прозаизм. Эпитет «попрыгунья» не сулит героине ничего хорошего. «Ползет она»: в этой инверсии и беспомощность, и униженность испуганной Стрекозы. Завязывается разговор. Она напоминает Муравью, что он ей кум (у них есть общий крестник). Далее следует рифма «милой-силой», состоящая из просторечия со специфическим ударением. «До вешних дней»: она готова покинуть приют с первыми признаками весны. «Прокорми и обогрей». Муравей отвечает сдержанно, почти ласково: кумушка. Выясняется, что героиня «не работала» под зиму. Она оправдывается, что праздник жизни вскружил ей голову, забыв себя («без души») она предавалась веселью. Что ж, по крайней мере, Стрекоза честна с героем. Наконец, кум ответствует: поди попляши! Множество читателей зовет Муравья черствым насекомым. Возможно, и сам писатель сочувствует певунье, однако решил встать на точку зрения крестьянской, трудовой логики, отрезвляющей многие ветреные головы.

Басня «Стрекоза и Муравей» И. Крылова была принята в печать редакцией журнала «Драматический вестник».

Герои басни «Стрекоза и Муравей» (Крылов)

Мораль произведения ясна даже детям. Героями данной басни являются Муравей и Стрекоза. У Эзопа и Лафонтена трудолюбивый персонаж также звался Муравьем, а вот его легкомысленного собеседника нарекали Цикадой, Жуком и Кузнечиком. Очевидно, что Муравей во всех странах стал символом трудолюбия, тогда как беспечность присуща многим. Возможно, Крылов второй героиней сделал Стрекозу потому, что она более привычна для нашей местности, тогда как кто такие цикады, мало кому известно. Русский баснописец любил простой язык и народные выражения. Поэтому его басни понятны как людям, имеющим образование, так и только начинающим учиться детям.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

  • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
  • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
  • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

Характеристика текста

В тексте имеются свои художественные особенности и черты, например, автор описал главную героиню веселой и темпераментной. Баснописец подобрал точное определение к тому, какая она была — попрыгунья. Это слово характеризует ее как легкомысленную особу, которая не задумывается о будущем, а живет только сегодняшним днем.

Что касается второго героя, он противоположность стрекозы. Читателям муравей представлен как трудолюбивый и рассудительный персонаж. Персонаж постоянно работает и живет по строго установленному плану. Он понимает, что трудится во благо своего будущего и в холодный период у него будет где жить.

Когда Крылов называет соседей насекомых кумовьями, он обращается к старинным традициям, суть которых в том, что все люди считались родственниками и всегда помогали друг другу. Стрекоза — образ, который не понимает своих ошибок. Когда она обращается к муравью, то не обещает измениться, а только просит о помощи. Дожив до весны, она снова будет петь, скакать и веселиться.

Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей» показывает читателям, что рано или поздно придется платить за свое безделье и безответственное отношение к жизни. Строки произведения учат, что нужно не только уметь весело проводить время, но и упорно трудиться, тогда будущее будет тоже счастливым.

Автор в произведении раскрывает 2 основных типа людей. А именно:

  1. Бездельники.
  2. Трудолюбивые.

При этом он указывает, что всегда будут люди, которые живут за счет других. Они пользуются трудами и наживаются на работе посторонних, при этом самостоятельно ничего не делают. В произведении осуждается лень и безответственность.

Все крылатые выражения и пословицы из басен Крылова

  1. А Васька слушает да ест. «Кот и повар»
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
  3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. «Волк и Волчонок»
  4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь»
  5. А жаль, что незнаком ты с нашим петухом. «Осёл и Соловей»
  6. А ларчик просто открывался. «Ларчик»
  7. А он – дивит свой только муравейник. «Муравей»
  8. А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
  9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот»
  10. Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. «Скворец»
  11. Ведь я не здешнего прихода. «Прихожанин»
  12. Великий зверь на малые дела. «Воспитание Льва»
  13. Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
  14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
  15. Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
  16. Если голова пуста, то голове ума не придадут места. «Парнас»
  17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
  18. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух»
  19. Избави Бог и нас от этих судей! «Осёл и Соловей»
  20. И из гостей домой пришла свинья – свиньёй. «Свинья»
  21. И сделалась моя Матрёна ни пава, ни ворона. «Ворона»
  22. И Щуку бросили — в реку! «Щука»
  23. Как белка в колесе. «Белка»
  24. Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. «Стрекоза и Муравей»
  25. Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. «Две собаки»
  26. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак»
  27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. «Лев и Барс»
  28. Полают да отстанут. «Прохожие и собаки»
  29. Попался, как ворона в суп! «Ворона и Курица»
  30. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. «Стрекоза и муравей»
  31. Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
  32. Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
  33. С разбором выбирай друзей. «Роща и Огонь»
  34. Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
  35. Слона – то я и не приметил. «Любопытный»
  36. Скупой теряет всё, желая всё достать. «Скупой и Курица»
  37. Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
  38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. «Волк и Ягнёнок»
  39. Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
  40. Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
  41. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. «Муха и Пчела»
  42. Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. «Крестьянин и Работник»
  43. Кто посмирней, так тот и виноват. «Мор зверей»
  44. Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку. «Две бочки»
  45. Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Лебедь, Щука и Рак»
  46. Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
  47. Молчи! Всё знаю я сама; да эта крыса мне кума. «Совет мышей»
  48. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. «Квартет»
  49. Навозну кучу разрывая, петух нашёл жемчужное зерно. «Петух и Жемчужное зерно»
  50. Наделала Синица славы, а моря не зажгла. «Синица»
  51. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. «Орёл и Крот»
  52. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. «Лев и Мышь»
  53. Но умысел другой тут был. «Музыканты»
  54. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. «Лебедь, Щука и Рак»
  55. Одни поддельные цветы дождя боятся. «Цветы»
  56. Они немножечко дерут: зато уж в рот хмельного не берут. «Музыканты»
  57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! «Кот и Повар»
  58. Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться! «Орёл и Куры»
  59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, и на Осле уж возят воду. «Осёл»
  60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? «Лисица и Осёл»
  61. От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
  62. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. «Волк и Лисица»
  63. По мне уж лучше пей, да дело разумей. «Музыканты»
  64. У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
  65. Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
  66. Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и Виноград»
  67. Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея»
  68. Худые песни Соловью в гостях у Кошки. «Кошка и Соловей»
  69. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»
  70. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. «Кот и Повар»
  71. Что от ворон она отстала, а к павам не пристала. «Ворона»
  72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. «Воронёнок»
  73. Я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»

Анализ басни «Стрекоза и Муравей».

По своей сути басня «Стрекоза и Муравей» является переводом одной из басен («Цикада и муравей») другого автора – Жана де Лафонтена, сюжет которой тоже не является оригинальным. Он позаимствован с трудов древнегреческого баснописца Эзопа. Тем не менее работы и Лафонтена, и Крылова простым переводом назвать сложно, так как каждая из них адаптирована под определенный народ и его уклад жизни, характерный для времени и места жительства автора.

Басню «Стрекоза и Муравей» Крылов написал в начале XIX века, поэтому неудивительно, что главным положительным ее героем стал трудолюбивый муравей, который, как все крестьяне того времени, не покладая рук работал все лето для того, чтобы не голодать зимой. Стрекоза же в это время жила в свое удовольствие, веселилась и даже не задумывалась над тем, что будет делать, когда придут холода. Когда же холода настали, Попрыгунье не осталось ничего иного, как идти к Муравью попрошайничать. Муравей, заботливо поинтересовавшись, чем же занималась Стрекоза все время, понимает, что во всех своих бедах Стрекоза виновата сама, поэтому вместо крова и еды, он шутливо насмеивается над легкомысленным насекомым. Отсюда и мораль о необходимости заботиться о будущем уже сегодня.

Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев


«Стрекоза и Муравей» В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

  • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
  • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

Слон и моська

Пытаясь определить скрытую мораль в басне «Слон и Моська», мнения читателей делятся на два лагеря.

  1. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”.
  2. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум.

Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

Крылатое выражение:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.