Рецепт татарского хвороста

Алан-э-Дейл       14.01.2023 г.

Основные способы готовки:

Пожалуй, изюминка татарской кухни – в разнообразии вкусных и интересных
блюд. Многие из них имеют благородные корни и свою историю. Так,
обычная пшенная каша когда-то была ритуальной пищей. И пусть время
не стоит на месте и все меняется, но перечень популярных татарских
лакомств и деликатесов, которые любят как сами татары, так и их
гости, остается неизменным. Традиционно в него входят:

Пельмени. Также как и мы, татары лепят их из пресного теста, правда, в качестве начинки используют и мясной, и овощной фарш, а еще добавляют в них конопляные зерна. Чаще всего готовятся пельмени на праздники или для важных гостей.

Белиш – открытый пирог с мясом
утки, рисом и луком.

Шурпа – татарский бульон, который, по сути, напоминает суп с мясом, лапшой и овощами.

Азу – мясное блюдо с овощами.

Элеш – круглый пирог с начинкой из куриного филе, картофеля
и лука.

Татарский плов – готовится из говядины или баранины в глубоком казане с большим количеством животного жира и овощами. Иногда в него могут добавлять фрукты, которые придают ему сладость.

Тутырма – домашняя колбаса, приготовленная из субпродуктов с пряностями.

Чак-чак – угощение из теста с медом, которое обрело широкую популярность по всему миру. У местных является свадебным лакомством, которое в дом жениха приносит невеста.

Чебуреки – жареные плоские пирожки с мясом, которые также стали национальным блюдом монгольских и тюркских народов.

Эчпочмаки – треугольные пирожки с начинкой из картофеля и мяса.

Коймак – оладьи из дрожжевого теста, которые готовятся в печке.

Тунтэрма – омлет, в процессе приготовления которого используется мука или манка.

Губадия – круглый высокий пирог с многослойной начинкой из творога,
риса и сухофруктов.

Айран – национальный напиток, который является, по сути, разбавленным катыком (продуктом кисломолочного брожения).

Полезные свойства татарской кухни

Несмотря на широкое использование жиров, татарская кухня считается
одной из наиболее здоровых и полезных. А все потому, что ее основу
составляют горячие, жидкие блюда, каши, кисломолочные напитки.
К тому же татары предпочитают тушение традиционной жарке, благодаря
чему продукты сохраняют больше полезных веществ. К сожалению,
сегодня сложно однозначно ответить на вопрос какова средняя продолжительность
жизни татар, ведь сами они буквально рассеяны по всей Евразии.
Между тем это не мешает им хранить и передавать из поколения в
поколение рецепты национальных блюд, которые и составляют шикарную
кухню этой страны.

Полезность материала

Достоверность информации

Оформление статьи

Деревянные ложки

Одно из ярких воспоминаний из моего детства — это каникулы в деревне у бабушки. Помню моя нэнэйка сажала нас за стол и в качестве прибора для еды раздавала внукам деревянные ложки. Они были такие красочные, расписные, и казалось, что суп становится намного вкуснее с такой ложки.

Традиция есть деревянными ложками была не только у татар, но у каждого народа ложки были расписаны своим особенным узором. Если посмотреть на татарскую деревянную ложку, то можно увидеть национальный орнамент — это своеобразное сочетание цветов, цветочно растительный узор. Настоящую татарскую ложку не спутаешь с любой другой, она имеет свой самобытный рисунок! Многие мастера при росписи ложек используют рисунок тюльпана. И не зря! Тюльпан является символом Татарстана и изображен на его флаге. Авторская ложка будет самым эксклюзивным подарком из Казани!

Куда сходить в Казани зимой

Есть в городе и такие места, которые наиболее привлекательны именно в холодное время года. Казань для туристов зимой будет интересна разнообразными развлекательными площадками, ледовыми городками и разноформатными событиями.

Ледовый городок

Что посмотреть в Казани зимой? В 2019 г. главной новогодней площадкой стало пространство перед центром семьи и ЗАГСом «Казан», или по-простому — у «Чаши». Ранее традиционным местом организации городка была площадка перед театром кукол «Экият». На новом месте проведения — в «Казане» можно подняться на смотровую площадку и насладиться видом Кремля на противоположном берегу реки.

Здесь строится ледовый городок и устанавливается главная праздничная елка города. В городке создают ледяные горки, различные скульптуры и аттракционы, на сцене проходят мероприятия с хороводами, конкурсами и песнями. Работают комнаты для обогрева. Вход на территорию — свободный, но, например, зимой 2019—2020 гг. рядом была построена платная площадка с еще одним снежным городком. Ледовый городок открыт ежедневно с конца декабря, в дни с плюсовой температурой проход закрывается. Вечером на светодиодной сетке, покрывающей елку, организуется световое шоу под музыку.

Подробно: центр семьи «Казан»

Ледовый городок на площади у «Казана»Фото: Daria In Tourism

Кремлевская набережная

После осмотра Кремля спускайтесь к реке Казанка. Набережная Казани зимой преображается чудесным образом: здесь работают кафе с горячими напитками и едой, устанавливаются красивые декорации и арт-объекты, разворачиваются праздничные ярмарки. Базар с игрушками, подарками и сувенирами открывается на Кремлевской набережной. Лавки размещаются в небольших домиках. Ярмарка открывается в начале декабря и работает до конца января. Не стоит забывать и о том, что обустроенная пешеходная зона вдоль реки — прекрасное место для обзора Кремля и противоположного берега.

Кремлевская набережная Казани зимой славится также своим катком — он заливается на участке длиной в 1 км. Считается, что это один из самых длинных катков с искусственным покрытием не только в России, но и в Европе. Он является главной зимней достопримечательностью набережной. Можно прийти со своими коньками или взять инвентарь на прокат. Режим работы: по будням с 16:00 до 23:00, в выходные — с 13:00 до 23:00.

Подробно: Кремлевская набережная

Кремлевская набережнаяФото: kvaky

Ханский двор

Новогодняя национальная деревня «Ханский двор» открывается на территории конно-спортивного комплекса «Казань». Здесь организуются аттракционы, горки, каток, ярмарка и праздничная программа, в 2019 г. создали незамерзающий фонтан. Гостям предлагается покататься на лошадях и перекусить горячей выпечкой из настоящей печи.

«Ханский двор» на казанском ипподроме работает с 20-х чисел декабря до середины января в ежедневном режиме. В день открытия проходит концерт с участием Деда Мороза. Вход на территорию — бесплатный, деревня находится на проспекте А. Камалеева.

Подробно: Казанский ипподром

Ханский двор на Казанском ипподромеФото: kvaky

Световое шоу на Спасской башне

Достопримечательностью для туристов зимой в Казани является Спасская башня на территории Кремля. На ней в последнюю неделю декабря показывают праздничное световое шоу в формате видео-мэппинга. Изображения проецируются на стены башни. Продолжительность одного шоу — примерно 40 минут.

Шоу организуется не каждый год, актуальную информацию необходимо проверять перед поездкой на новостных порталах города. Иногда видео-представления на башне создают во время проведения различных мероприятий, в том числе, летом.

Фестивали

Зима в городе Казань — время не только для уличных развлечений, в этот период можно посетить культурные события. Например, фестиваль «Татар жыры» — прекрасный повод познакомиться с татарской эстрадной песней. На мероприятии также вручаются статуэтки выдающимся деятелям в области музыки. Обычно масштабный и зрелищный фестиваль проходит в КРК «Пирамида» в декабре.

Другое значимое событие в мире музыки — международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина. Он проходит на сцене театра оперы и балеты Казани еще с 1980-х гг. Мероприятия фестиваля можно посетить в январе примерно в течение 3 недель.

В целом, посещение театра — хороший вариант, куда можно сходить в Казани зимой.

Подробно: театры Казани

Театр им. КамалаФото: kvaky

«Халяльный» вопрос и со своим гусем в трактир

На протяжении многих веков одной из основных отличительных черт народов являлась их национальная кухня. Особенности питания складывались в зависимости от географического расположения той или иной этнической группы, от рода занятий и образа жизни, определялись требованиями веры, а также сложившимися еще в языческую пору традициями. Сегодня достаточно актуальной задачей представляется рассмотрение культуры питания татар в ее исторической динамике. Ведь на фоне глобализации стираются географические, конфессиональные, национальные особенности различных культур.

Прежде чем обозначить новые моменты из культуры питания татар, следует остановиться на основах национальной пищи. Татары, с IX века придерживавшиеся ислама, не употребляли свинину, избегали алкогольных напитков. Кроме того, для мусульман имело значение не только состав блюда, но и способ приготовления

Особое внимание уделялось мясу

Важно было зарезать барана, другое животное или птицу по канонам ислама. Поэтому татары-мусульмане относились с некоторым подозрением к заведениям общепита

Еще в первой половине XIX века, описывая казанских татар, Карл Фукс отмечал, как они приходили в харчевни со своими гусями или утками, просили персонал сварить птицу при них же

Поэтому татары-мусульмане относились с некоторым подозрением к заведениям общепита. Еще в первой половине XIX века, описывая казанских татар, Карл Фукс отмечал, как они приходили в харчевни со своими гусями или утками, просили персонал сварить птицу при них же.

«О приобретении лошадиной туши мусульманские мясные торговцы обыкновенно оповещают своих покупателей заблаговременно, причем вместо объявления об этом вывешивают на дверях своих лавок, снаружи на тротуаре лошадиные или жеребячьи шкуры, стараясь вместе с тем придавать этим шкурам вид свежеснятых, для чего мочат их не только в воде, но иногда и в крови», – писал корреспондент газеты «Казанский телеграф».

Основная составляющая традиционной татарской кухни — это мясо. казанские татары покупали больше всего баранину, чуть меньше – говядину и конину. Фото fishki.net

Посторонних наблюдателей возмущал такой способ рекламы, но самим татарам было удобнее выбирать мясо именно по шкуре, по ней они могли судить о качестве продукции. Продавец-татарин был гарантией того, что и мясо халяльное. Для обывателей тех лет имело значение, не только каким способом было получено мясо, но и кем именно зарезано животное. Например, жители г. Бугуруслана Самарской губернии в 1891 году написали жалобу на своего приходского муллу Камалетдинова за то, что он выдал русскому торговцу мясом свидетельство о том, что его продукция изготовлена мусульманином. В ходе дальнейших разбирательств имам отрицал этот факт. Халяльное мясо мусульманам предлагал даже сам оренбургский муфтий. В 1900 году «мясо английских баранов из имения муфтия Султанова» продавали в Магометанском духовном собрании в Уфе.

Шамаиль

Символ мусульманской религии – картина, выполненная тушью, маслом, стразами на стекле или холсте, называется «шамаиль». Это важная часть культуры мусульман, отражение их религиозного сознания и эстетических вкусов. На арабском языке «шамаиль» значит «достоинство, качество», а на персидском – «священный образ». По сути, это панно, на котором изображаются мечети, цитаты из Корана, из стихотворений, афоризмы. Практически в каждом татарском доме можно увидеть на стене хотя бы один шамаиль.

В наше время их продолжают выполнять вручную и печатным способом. В сувенирных магазинах продаются различные экземпляры религиозных картин с многообразием сюжетов, в красивых рамах. Мекка, Медина, Константинополь, казанские мечети, древо жизни, сандалии пророка Мухаммеда, священные изречения изображены на шамилях. Они стали не только символом религиозности, но и настоящим произведением живописи, хорошим подарком для друзей и родных.

Казылык

Так называется мясной продукт, который раньше готовили только в домашних условиях. Иными словами, это колбаса из конины – вкусный деликатес, который теперь можно купить и в магазинах. Казылык бывает 2-х видов: отварная колбаса и сыровяленая. Когда в сёлах забивали молодых лошадей на мясо, в каждой семье обязательно готовили оба вида кызылака.

Варёную съедали быстро, а вялокопчёную заготавливали впрок. Для приготовления кызылыка крупные куски конины и жира, очищенного от плёнок, несколько дней мариновали в соли и специях. Затем ими набивали очищенные и вымытые кишки и вялили, подвешивая в прохладном сухом помещении. Внешне эта почти чёрного цвета колбаса выглядит не очень аппетитно, но очень вкусна.

Кызылык домашнего приготовления жирнее, чем та, что готовят на мясокомбинатах. Туристы особенно любят приобретать колбасу Подковка с нежным маслянистым вкусом, очень мягкую и вкусную. «Подковку» изготавливают в 2-х вариантах – классическая колбаска и пряная.

Новые времена, новые вкусы

Рубеж XIX—ХХ веков привнес много изменений, не только в социально-экономическом плане для татар, но также и в системе питания произошли значительные трансформации, что особенно коснулось городского населения. Возникает новая культура питания, где появляются продукты, не характерные для традиционной пищи татар (кофе, колбасы, новые и не знакомые ранее овощи и фрукты, европейские и фабричного производства сладости и пр.). В сельской местности все больше развивается культура огородничества совместно с овощеводством. Интересно, что именно в это время публикуются первые книги по татарской кулинарии. Первопроходцем стал Каюм Насыри, выпустивший «Иршад аль атбиха» («Наставление повару»), а издательством «Гасыр» была опубликована «Аш остасы» («Мастер кулинарии»).

ХХ век подарил различные технологичные новшества. Появление плиты привело к возникновению новых блюд, и прежде всего жареных. Пропала потребность в традиционных печах и вмазанных котлах, что, соответственно, стало основой для изменений в приготовлении еды. В городах пища становилась более стандартизированной, упрощалась, все больше использовалось полуфабрикатов. Однако, как и в наши дни, оплотом сохранения традиций, оставалась деревня. И в конце 1950-х годов в свет вышла, можно сказать, настольная книга татарских женщин по кулинарии Ю.А. Ахметзянова «Татар халык ашлары» («Татарские блюда») на русском и татарском языках, которая впоследствии не раз переиздавалась. Автор данного издания работал совместно с этнографами, выезжал в деревни, собирая материал.

В 2015 году вышла переизданная книга Каюма Насыри «Наставления повару», что говорит о потребности общества в традиционных рецептах. Фото Диляры Ахметзяновой

Сегодня, в начале XXI века, уже нет таких проблем, какие были в начале ХХ века, как например, описанных в газете «Баянель-хак» от 1909 года в заметке о том, что «татарские юноши презирают татарских девушек… за их неумение готовить европейские блюда». В 2015 году вышла переизданная книга Каюма Насыри «Наставления повару», что говорит о потребности общества в традиционных рецептах. В наши дни, несмотря на быстрый ритм жизни, становится важным сохранить свою культуру, которая состоит из множества частей, таких, как традиции и обычаи, а также такого элемента повседневного быта, как еда.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Что привезти из Казани из еды

Татарская кухня имеет множество неповторимых ноток и особенностей. Но не все блюда можно транспортировать домой. Что привести из Казани вкусного? Прежде всего, выбирайте продукты и сладости, которые легко в целости довезти домой. В рейтинг самых популярных татарских съедобных подарков входят:

Чак-чак. Традиционная татарская сладость встречается практически в каждом сувенирном и продуктовом магазинах. Чак-чак — это изделие из тонко скрученного в виде гнезда теста, пропитанного медовым сиропом. Для подарка чак-чак подходит идеально — в сувенирных лавках его упаковывают в красивые коробки, десерт может находиться долгое время в дороге и не портиться. Сладость подойдет детям — она полностью натуральна. Сувенир весом около 600 гр в подарочной упаковке обойдется в 300–350 руб.

Талкыш Келэвэ. Вторая по популярности сладость в Татарстане. Десерт с труднопроизносимым названием представляет собой прессованную сладкую вату (из меда, без добавления сахара) в форме пирамидок. Воздушные пирамидки не похожи на другие сладости, к тому же они имеют очень низкую калорийность (31 ккал в одной пирамидке). Коробочка весом 250 гр будет стоить 250 руб.

Баурсак. Это лакомство может быть как десертом (если полить сиропом), так и дополнением к основному блюду. Баурсак — это толстые палочки из теста, обжаренные в масле. По вкусу напоминают пресные пончики. Чаще всего баурсак продается на развес, по просьбе продавцы могут упаковать в красивую коробку.

Мед. Вроде бы стандартный сувенир, который можно приобрести в любом городе, в Казани имеет действительно неповторимый вкус. Редкий сорт чернокленового меда (ищите именного его) обладает карамельным запахом и миндальным послевкусием. Такой мед подойдет диабетикам и людям, следящим за весом. А еще считается, что регулярное употребление чернокленового меда помогает избавиться от приступов тошноты в транспорте. Мед лучше покупать на местных рынках — там стоимость за кг начинается от 500 руб.

Казылык. Колбаса из сыровяленой конины считается в Татарстане изысканным лакомством. Вкус действительно не похож на привычные колбасы из свинины и говядины. В казылык не добавляют вредные химикаты. Правда цена соответствует престижности закуски — от 400 руб. за кг.

Тутырма. Еще один мясной деликатес, считающийся семейным блюдом. Тутырма — это колбаски, фаршированные не только мясным фаршем, но и различными крупами. Традиционно тутырму жарят в казане, но можно и запечь в духовке.

Аргамак. Татарский вариант хамона, который готовится из конины

Сначала кусок жеребятины (важно, чтобы это был молодой конь) отваривается в соленой воде. Чтобы мясо не теряло плотность, его обвязывают веревками

Затем жеребятина коптится в течение 5 дней над дымом молодых веток вишни и смородины.

Сыр «Татарский делюкс». Производство было запущено после ввода санкций. По словам туристов, вкус этого полутвердого сыра напоминает аналогичные сыры из Италии. Килограмм сыра обойдется в 800 руб.

Фото: Lene

Что еще привезти в подарок из еды из Казани? Кош-теле — татарский вариант хвороста; конфеты в подарочной упаковке (лучшие — от кондитерской фабрики «Сладкое подворье»); копченую и вяленую утку; эчпочмак — пирог с рубленным мясом (при условии недолгой дороги домой). Отличный подарок, связанный с татарской кухней, — кулинарные книги. По отзывам, там встречаются редкие рецепты и полезные советы хозяйкам.

Татарские съестные сувениры и подарки рекомендуют покупать в национальной сети магазинов «Бахетле». Чак-чак туристы рекомендуют приобретать в заводском магазине Казанского хлебозавода № 3. Там же там можно купить свежие пряники, зефир и мармелад.

Уличная палатка с фруктами и вяленой уткойФото: Виктор Мартьянов

Одежда

Платья в этническом стиле с татарскими орнаментами можно приобрести в небольших шоурумах локальных дизайнеров. Платья авторского дизайна будут стоить от 2000–2500 руб. Более традиционный вариант татарского платья — бархатный халат с вышивкой. Его можно носить как домашнюю одежду. Если вы не готовы носить одежду с татарским орнаментом, то можно разбавить свой образ сумкой ручной работы. Она выглядит не так ярко, но в то же время выделяет повседневный образ.

Еще одним аксессуаром, пригодным для повседневной носки, будут платки и шали. По качеству татарские шали не уступают оренбургским. При этом они имеют большое разнообразие узоров — от традиционных татарских до более интернациональных.

Фото: DK1974

Менее практичными, но зато необычными являются традиционные головные уборы. Для мужчин — это татарские тюбетейки. Для женщин — бархатные калфаки, представляющие собой шапочку в форме колпака с кисточкой наверху

Обратите внимание, что в сувенирных магазинах по минимальной цене продаются китайские товары, при выборе спрашивайте местные изделия ручной работы. Настоящая татарская тюбетейка будет стоить от 400–600 руб., калфак из бархата — от 1000 руб

Хорошим подарком будут качественные футболки с изображением важных людей республики — от Тукая до Рудольфа Нуриева.

Фото: Андрей Муравьев

Посуда

С чем уж точно не будет проблемы с выбором в Казани – это с посудой. Она представлена здесь в широчайшем ассортименте в ряде фирменных магазинов. Сети магазинов Aura of BOHEMIA, Fissman, салон посуды Status, магазин Rue royale – далеко не полный перечень торговых заведений, продающих всевозможную посуду и сувениры.

Великолепные изделия из фарфора: столовые и чайные сервизы, декоративные вазы представлены в огромном количестве. Различная кухонная посуда радует глаз красивым дизайном и высоким качеством материалов. На прилавках можно увидеть много оригинальных предметов-сувениров, имеющих практическое значение. Например, отличным подарком для молодой мамы и для всех женщин станет электронная мерная ложка-весы с электронным табло.

Мужчине подойдёт комплект из 4-х стопок, сделанных в виде черепа. Сейчас, как никогда, стало модным привозить в подарок декоративные тарелки и кружки. В казанских магазинах богатый ассортимент подобных изделий с прекрасными росписями, видами главных достопримечательностей города. Это настоящие произведения искусства.

Чак-чак

Это кондитерское изделие чуть ли не главный символ Татарстана, без которого практически не обходится ни одно событие в республике и в столице. Как русский «хлеб-соль» выражает гостеприимство, так и чак-чак является знаком радушия и сердечной теплоты. «Медовым лакомством» встречают любых гостей, от самых обычных граждан до руководителей высшего ранга.

Также этот вкусный десерт служил атрибутом сватовства, когда родители будущих молодожёнов при знакомстве одаривали им друг друга. Ни одно праздничное застолье не обходится в татарских семьях без чак-чака. В наше время чак-чак утратил статус праздничного блюда, но остался таким же популярным во многих семьях, особенно в провинции.

Его можно купить повсюду: в больших супермаркетах и маленьких магазинчиках, в кафе и ресторанах. В разных регионах ему придают разную форму: продолговатые палочки, круглые шарики, квадратики. Тесто для чак-чака готовится из муки высшего сорта, яиц и молока. После обжарки в раскалённом масле изделие поливается сладким сиропом из смеси сахара и мёда. Восхитительный деликатес очень калориен, поэтому им можно быстро насытиться.

Казанский кот

Среди национальных татарских сувениров казанский кот бьёт все рекорды популярности у гостей столицы. Легендарное животное изображалось на старинных лубках ещё с 12 века в различных вариантах. Особенно знаменитым стал лубок с комическим сюжетом «Как мыши кота хоронили». Казанский кот – особая порода крупных, широкомордых кошек с большими глазами и пушистыми усами.

Обладавшие недюжинным умом и изворотливостью казанские коты были превосходными мышеловами. Существует легенда о спасении татарского хана его котом, почуявшим врагов и громким мяуканьем разбудившем хозяина. В годы царствования Елизаветы в Петербурге на борьбу с нашествием мышей были доставлены коты из Казани. Они достойно справились с возложенной на них функцией, избавив дворцы от мышей.

При Екатерине II, не слишком любившей кошек, привезли в Эрмитаж 30 уникальных казанских мышеловов, защищающих бесценные картины. В 2009 г. в столице Татарстана поставили памятник заслуженному коту. Скульптура, выполненная из тонированного алюминия мастером И. Башмаковым, представляет публике сытого, довольного жизнью котика, вальяжно развалившегося на кровати. Внизу на круглом коврике выгравированы хвалебные слова в адрес знаменитого животного.

Баурсак

Ещё одна разновидность татарского десерта – национальное блюдо баурсак обязательно присутствует на праздничном столе. Этот вид изделия из теста готовят все тюркские народы, предки которых вели кочевой образ жизни. Быстрота приготовления, длительная сохранность продукта, отличный вкус и калорийность сделали данный вид хлеба очень популярным.

У каждой народности свой рецепт приготовления баурсака, отличающийся лишь некоторыми нюансами. Одни готовят дрожжевое тесто, другие – пресное, с добавлением творога и без него. По сути, это круглые или квадратные пончики, обжаренные в кипящем масле и чаще всего политые медовым сиропом. Издавна баурсак круглой формы символизировал солнце, счастье и радость жизни.

По татарским обычаям его подают к чаю не только в праздники, но и в будничные дни. Рассыпчатое, хрустящее тесто буквально тает во рту. Любимое лакомство многих семей сегодня готовят на кондитерских фабриках, его свободно можно купить в любом гастрономе. Красиво упакованный деликатес станет чудесным подарком детям и взрослым.

Зилант

Мифологическое существо, пришедшее из татарских легенд и сказок – Зилант – аналогично славянскому Змею Горынычу. Но в отличие от него зилант стал у татар геральдическим знаком. Его изображение появилось на эмблеме Казани (1672 г.), в 1781 г. – на гербе Казанской губернии. Сегодня Зилант – символ футбольного клуба «Рубин», Казанского университета, он изображён на гербах некоторых городов республики.

Изображение мифологического персонажа представлено на декоративных решётках, фасадах зданий в Казани, установлено на шпиле башни Казанского вокзала в Москве. Даже фестиваль ролевых игр называется «Зиланткон». Крылатому змею установлен памятник в виде кованой металлической скульптуры, довольно изящной и красивой. Корона на его голове, как и отдельные чешуйки, позолочена. В магазинах можно купить различные товары и сувениры с изображением Зиланта.

В новый век с пищевыми нововведениями

Идеи рационального хлебопашества, садоводства и огородничества были довольно популярны в начале XX века. Почти в каждой татарской типографии выходили небольшие брошюры по сельскому хозяйству. Отдельные публикации по этой теме были и в татарских газетах. В Казани в Восточном клубе в 1911 году проводились специальные лекции по садоводству, овощеводству, огородничеству и пчеловодству. В 1912 году «Мусульманское общество Симбирского уезда» организовало серию лекций о земледелии, которые читал специально приглашенный для этого агроном. Подобная научно-популярная литература, конечно же, оказывала влияние и на пищевой рацион татар, ведь в них проводилась идея о полезности овощей и фруктов.

Особенно восприимчивыми к различным пищевым нововведениям были образованные слои населения. Например, по совету докторов, Фатих Карими придерживался специального режима питания. Дома для него отдельно готовили легкую пищу — птицу и рыбу. К слову, рыбу большинство татар употребляло крайне редко. Им не нравилась то, что рыбные блюда, по сравнению с мясными, слишком легкие. Кроме того, некоторые сорта рыбы (например, щука, налим, сом), согласно народным поверьям считались еще и «нечистыми».

В начале XX века в рационе городских татар появились бутерброды. Издатель Ахметгарай Хасани в письме жене Зайнаб в 1910 году из Швейцарии специально пояснял, что бутерброд — это хлеб с маслом и сыром. Широкую известность получила история о том, как писатель Фатих Амирхан съел во время мусульманского поста сыр (сразу оговоримся, что писатель был инвалидом и по состоянию здоровья мог не соблюдать пост). Но проходившему мимо мулле показалось, что он ест мыло. Интересно, что в рассказе Габдуллы Тукая («Сабын ашаганнар») по мотивам этого происшествия, злополучный сыр в скобках поясняется как «эремчек», т. е. творог. В татарском языке не нашлось даже подходящего слова для обозначения такого продукта. В татарской кухне не было практики изготовления твердых сыров, поэтому большинство людей не знали о них. Такие молочные продукты, как творог, сыр, покупали у русских крестьян. «Европейский сыр татары не любят, и его запах кажется им отвратительным», — отмечали в 20-е годы XX века этнографы Марьям и Кадыр Губайдуллины. Но интерес к сыру все же был. Например, в самарском журнале «Иктисад» неоднократно публиковались рецепты его приготовления.

Еще больше внимания в данном издании уделялось такому кисломолочному продукту, как кефир. Постоянным популяризатором кефира в журнале был Габдулла Эль-Хакими, его статьи на эту тему выходили на протяжении нескольких лет. В них автор рассуждал о полезности кефира, о том, как его надо пить, делился способами приготовления, какое молоко выбрать и т. д.

Особый рацион питания был и у издателя Исмаила Гаспринского. Перед сном он обязательно ел йогурт. Его пищевые предпочтения были весьма схожи с традиционной турецкой кухней, где йогурт являлся самым популярным молочным продуктом. Например, в Стамбуле особенно славились молочные лавки квартала Эйюб.

Продолжение следует

Лилия Габдрафикова

Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова— доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конец XIX — начало XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

Блюда крымско-татарской кухни

Баранина на косточке с овощами

Необходимые ингредиенты:

  • баранина – около 500 г, спинная часть;
  • морковь – 2 шт.;
  • картошка – 4-5 шт.;
  • специи (кориандр, зира и другие) — по желанию.

Время приготовления: 1,5-2 часа.

Калорийность на 100 г: 500 ккал.

Описание приготовления:

  1. Мясо порубить небольшими брусочками (3 на 4 см), немного посолить и пожарить на масле до красивой корочки, но не доводить до полной готовности.
  2. Положить мясо в кастрюлю с толстыми стенками или казан, залить мясо водой, добавить специй, порубленный чеснок.
  3. Мясо тушить около 2 часов, закрыв крышкой.
  4. Нарезать картошку и морковь небольшими кубиками и добавить в кастрюлю.
  5. Довести баранину и гарнир до готовности.

Димляма

Необходимые ингредиенты:

  • баранина (вырезка) — 450 г;
  • средний по размеру баклажан — 1 шт.;
  • луковица — 1 головка;
  • картошка – 2 небольших клубня;
  • сладкий перец – 1 шт.;
  • курдючный жир – 70 г
  • капуста — 150 г;
  • морковь — 1-2 шт.;
  • бульон от баранины — 1 стакан;
  • сливочное масло – 1 ст.л.;
  • чеснок – половина головки;
  • томат – 1-2 шт.;
  • зелень и приправы — по вкусу.

Время, затрачиваемое на готовку: 2 часа.

Калорийность: 470 ккал в 100 г.

Описание приготовления:

  1. Баранину нарезать кубиками, а жир – небольшими пластинками. Поджарить баранину на небольшом количестве сливочного масла. Выложить все в кастрюлю с толстыми стенками или казан.
  2. Покрошить луковицу и морковь тонкими полукольцами, а томаты – небольшими кусками.
  3. Головки чеснока очистить и подрезать корешки.
  4. У перца удалить семена и нарезать кольцами.
  5. Баклажан и картофель избавить от кожуры и нарезать ломтиками, у капусты удалить толстые прожилки, крупно нашинковать.
  6. Выложить в казан или кастрюлю сначала курдючный жир, затем баранину, посолить, добавить приправы (лучше выбрать зиру или специальную смесь для баранины). Поверх баранины положить овощи (кроме картофеля) с зеленью, посолить и тушить в течение часа.
  7. Положить картошку поверх овощей и продолжать готовить на медленном огне ещё минут 30-40.
  8. Подать блюдо на стол, выкладывая слои в обратном порядке. Украсить кинзой.

Пита – круглый хлеб

Необходимые ингредиенты:

  • кефир или подогретое молоко – 1 стакан;
  • дрожжи пекарские – 20 г;
  • луковица – 2 шт.;
  • масло топленое или сливочное – 50 г;
  • сахарный песок – 1 ч.л.;
  • перец болгарский сладкий – 2-3 шт.;
  • курица – 2 бедрышка;
  • яйцо – 1 шт.;
  • мука – 50 г;
  • грибы – 150 г;
  • приправы (куркума), специи — по вкусу

Время, затрачиваемое на готовку: около 2 часов.

Калорийность: 550 ккал в 100 г.

Описание приготовления:

  1. Сделать тесто – для этого нагреть молоко, не доводя до кипения. Приготовить опару, добавив в молоко дрожжи. Дать постоять смеси коло 20-25 минут в теплом месте.
  2. Муку пропустить через сито, чтобы тесто вышло более «воздушным».
  3. Яйцо взбить венчиком, добавить сахар и соль, довести массу до однородной консистенции, влить в молоко и добавить растопленное масло.
  4. Вымесить тесто так, чтобы оно перестало прилипать к рукам, затем отправить его в теплое место, прикрыв полотенцем. Тесто должно подняться вдвое, что займет около часа, потом его опять надо взбить и оставить ненадолго. Пока тесто стоит, баранину надо снять с кости и порезать мелко. Затем покрошить овощи и грибы. Обжарить сначала мясо, а затем добавить на сковороду овощи. После дать начинке потушиться около 30 минут.
  5. Тесто разделить, рассказать на два небольших «блина», достаточно толстых, чтобы они могли выдержать начинку. Выложить смесь овощей и мяса, завернуть края, предварительно можно смазать их яйцом. Можно посыпать изделие кунжутом. Выпекать в духовке около 15 минут.

Приготовление татарских традиционных блюд – длительный процесс. Высокая калорийность просто необходима для кочевого образа жизни. В представленных рецептах вместо привычного сливочного масла татары, как правило, используют курдючный жир.

Оценить статью:

1

Версия для печати

Что еще почитать:

Что быстро и вкусно можно сделать из молока

Как готовить лагман по-уйгурски в домашних условиях

Рецепты вкусного овощного рагу в мультиварке

Как приготовить заварное тесто для вкусных вареников

Какие блюда можно приготовить из фарша

Как приготовить куриные голени с картошкой в духовке

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.