Цветочный букет на холодном металле: история жостовской росписи

Алан-э-Дейл       01.07.2022 г.

НОВЫЕ ФОРМАТЫ

Во время нашего визита на завод художники сушили свежерасписанные елочные шары. Оказалось, жостовцы постоянно экспериментируют. Помимо подносов разрисовывают на заказ самовары и подстаканники, шкатулки и даже мебель. Это не главный бизнес (например, в год фабрика выпускает порядка 15 самоварно-подстаканных наборов), но тоже заработок.

– В советское время Жостовская фабрика обеспечивала подносами все 15 республик. Представляете, какой был спрос? Никто не мог с нами конкурировать. А сейчас, к сожалению, китайские умельцы пытаются создавать дешевые подделки, – сетует Михаил Лебедев.

Главные рынки сбыта для Жостово – Москва (в столице два фирменных магазина плюс еще один на самой фабрике), Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Привлечь новых заказчиков помогает участие в профильных выставках и ярмарках. Жостовцы стараются не пропускать ни одной.

– В начале сентября повезем подносы в Новый Иерусалим, почти параллельно нужно успеть на выставку в Раменском. А оттуда – сразу в Серпухов, – рассказывает о планах Михаил.

Другой способ продвижения – промотуры для дизайнеров интерьера, клиентов которых может заинтересовать оформление мебели и стенных панелей а-ля рус. Наконец, фабриканты проводят платные экскурсии и мастер-классы для россиян и иностранцев. Спрос высокий: приезжают по три-четыре автобуса в день. Это и дополнительная прибыль, и выход на потенциальных покупателей.

– Я считаю, что мы занимаемся высоким искусством. Но забывать об экономике при этом нельзя. Нужно параллельно развивать и мастерство, и маркетинг, – резюмирует Михаил Лебедев.

Оксана КОСАРЕВА, министр культуры Московской области:

– В 2017 году подмосковные фабрики произвели изделия народных художественных промыслов на сумму более 1 млрд руб. Меры государственной поддержки в этой сфере на территории региона осуществляются в рамках госпрограмм «Культура Подмосковья» и «Предпринимательство Подмосковья».

Памятники истории и культуры местного значения

Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 17 марта 1992 года № 138-90 «Об установлении зон охраны Жостовского народного промысла в Мытищинском районе Московской области» приняты на государственный учёт как памятники истории и культуры местного значения следующие объекты, расположенные в зоне охраны Жостовского народного промысла:

  • здание бывшей подносной фабрики Беляева Е. Ф. и Беляева Д. Е. XIX века — находится в центре деревни Жостово (правая сторона улицы), площадь участка с застройкой определена 0,75 га;
  • здание бывшей подносной мастерской Пыжова И. М. — находится в центральной части деревни Жостово (правая сторона улицы), дом № 85, площадь участка и площадь застройки определена 0,45 га;
  • здание церковно-приходской школы — расположено на участке бывшей подносной мастерской Пыжова И. М., в центральной части деревни Жостово (правая сторона улицы), дом № 83, площадь застройки определена 0,30 га.

Кроме того, данным постановлением предписывается сохранение и благоустройство следующих объектов истории и культуры в деревне Жостово:

  • жилой дом крестьянина Леонтьева А. И. начала XX века;
  • дом мастера Вишнякова Г. Л. — Артель «Спецкустарь» начала1902 года;
  • дом художника Митрофанова М. Р. XIX-XX веков;
  • дом художника Кледова Н. С.;
  • дом владельца мастерской Валялина Д. Г.;
  • дом коваля Гогина И. И.;
  • крестьянский дом жилой Жихарева М. М. 1928 года;
  • крестьянский дом жилой, № 68.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Искусство в деталях

В коллекции Жостово собрано множество предметов интерьера, которые придадут любой городской квартире тот самый русский народный колорит и оживят обстановку.

Картины с цветочными вариациями и натюрмортами всегда выглядят роскошно и притягательно. Табурет-этажерка с жостовской росписью станет интересным акцентом в гостиной. На нее можно поставить низкий напольный светильник или вазочку с цветами. Спальне добавят уюта и ощущения гармонии широкая ароматизированная свеча с натуральным воском и зеркало в широкой эффектной раме. Яркому шелковому платку с нарядным цветочным принтом также найдется интересное применение. Его можно использовать в качестве накидки на кресло или закрепить на багете, превратив в оригинальное панно. Красочные расписные лейки и белые уличные фонари с цветочным узором можно использовать для оформления зимнего сада на балконе. Рабочий кабинет дополнят настенный календарь и ежедневник с традиционной жостовской символикой.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».

История жостовской росписи

Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.

Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.

В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.

На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.

После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.

Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.

После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.

Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.
Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.

Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.

Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху». А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.

Поднос в новой роли

При желании жостовский поднос легко превратить в интересную и весьма функциональную деталь современного интерьера. Положите поднос в центр обеденного стола, разместите на нем чайник с сахарницей и вазочкой с печеньями и конфетами. Этот простой штрих добавит семейным чаепитиям душевной атмосферы. А вот другой вариант. Поставьте на поднос несколько широких свечей, а вокруг положите свежие яблоки, апельсины и гранаты — получится уютная композиция в зимнем стиле, которая украсит гостиную.

Прямоугольный поднос превратите в оригинальное место для хранения разных предметов. На нем можно сложить журналы, органайзер с канцелярскими принадлежностями, очки для чтения, бумагу для заметок, ежедневник или блокнот с ручкой. Тогда на вашем рабочем месте всегда будет образцовый порядок. Вариаций существует множество — нужно лишь дать волю фантазии.

История жостовской росписи насчитывает два столетия. Сохраняя традиции прошлого, она находит продолжение в настоящем, в том числе в современном интерьере. Если вы прониклись очарованием старины, в коллекции бренда «Русская палитра» вы найдете множество предметов в фирменном жостовском стиле, начиная со знаменитых подносов и заканчивая  наборами посуды и настоящими самоварами. Все это — уникальные творения, созданные руками умелых мастеров. Любая из этих искусных вещей станет достойным украшением вашего дома и наполнит его неповторимым русским колоритом.

Популярные узоры и цветовая гамма

На классическом жостовском подносе черный фон, но в XXI веке уже не так строго соблюдается канонизация, поэтому все чаще можно встретить изображение на красном, зеленом, синем или серебристом фоне. Главной темой росписи являются цветы, причем обычно полевые или садовые. Этому мастера Жостово также обязаны уральским ремесленникам, которые часто использовали на своих изображениях соцветия и плоды.

В центре композиции располагаются крупные растения, причем рисовка такая, что цветок будто вырастает из середины подноса. Далее по краям изображены более мелкие соцветия. Чаще всего художники изображают цветы в букетах, но иногда они помещают их в венки, а также рисуют цветочные орнаменты различной сложности. Каждый живописец для изображения выбирал те растения, которые являлись его любимыми, по этой причине у первых именитых мастеров легко отследить авторство.

Создание рисунка происходит в строгой последовательности. Нельзя нарушать эту технологию:

  1. Слабым оттенком будущего цвета прорисовываются эскизы цветов и других элементов.
  2. Живописец накладывает полупрозрачные тени. На этой стадии создаются изображения листьев и соцветий.
  3. Придание цветам формы при помощи окончательного оттенка
  4. После высыхания мастер наносит небольшие блики на изображение, именно они создадут объемность будущего шедевра.
  5. Тонкой кисточкой художник прорисовывает самые мелкие детали композиции, но они образуют законченный вид.
  6. Создание фона для основной композиции.
  7. Нанесение орнамента на края подноса. Обычно он представляет собой геометрические фигуры или цветы. Эта процедура скорее отделочная, но без нее утварь никогда не будет иметь законченный вид.

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.


Жостовская фабрика декоративной росписи

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки

С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную

Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Современная история

Хрущевская «оттепель» внесла позитивные изменения в жизнь промысла. В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила свое сегодняшнее название — Жостовская фабрика декоративной росписи

Внимание со стороны правительства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие на различных как отечественных, так и зарубежных выставках позволили промыслу выйти из многолетнего кризиса

Сегодня фабрика активно работает, авторские произведения трудящихся на ней художников украшают экспозиции многих музеев по всему миру, а также дома видных деятелей культуры, науки и политики.

Идеи на длинные ногти

Длинные ногти – просторное поле для воплощения фантазии. Как вариант, вот такая сложная комбинация – два вида френча, рисунки и страз в цвет рисунка.

В 20 веке жостовские мастера расширили не только изображения, но и цвета – добавив пастельные, синие и зеленые оттенки. После адаптации росписи в нейл-индустрии, мастера и вовсе испробовали все сочетания тонов.

Строгий и одновременно женственный дизайн в темных тонах с расписными ноготками и блеском.

Уже говорилось, что приглушить яркие цвета можно матовым топом, как в этом случае

Обрати внимание, что расписные акценты остались глянцевыми

Идея для праздничного маникюра на длинные ногти. Стразы в сочетании с росписью делают дизайн нарядным и торжественным.

Цветочная композиция не обязательно должна состоять из нескольких объектов. На цветном фоне прекрасно располагается один крупный цветок.

Подобный вариант оформления подойдет не каждому – для офисной работы он кажется слишком ярким. Яркий цветочный дизайн поможет дополнить летнее платье или наряд на праздник.

Не совсем привычное применение жостовских орнаментов. Вместо однотонного фона – френч, а цветы в этом случае лишь обрамляют края, добавляя дополнительного лоска.

Сочный маникюр яркими цветами с рисунками и бархатным песком

Обрати внимание на сам рисунок – выглядит он очень натурально

Еще один вариант праздничного маникюра. Жостово в этом случае представлено двумя разными цветочными ноготками.

Жостовской промысел приветствовал золото. Подобный дизайн выглядит очень сценически, но от того не менее стильно.

Другой пример применения матового топа, которым покрыты только расписные ногти. Как видишь, оба варианта смотрятся женственно и нежно.

Роспись на этом фото слегка отступает от стандартов жостовских мастеров, однако выбранные цвета все же выдают именно это направление. В любом случае – красивый дизайн для любого случая.

Пошаговый рецепт куриного рулета с грибами и сыром в духовке

Как лаковая роспись попала в Россию?

Европейские купцы в XVI–XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.

Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.

Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

И затем…

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Сувенирный магазин

Пройдя залы жостовского музея, мы вышли в сувенирный магазин. Изделия очень красивые: подносы, подарочные наборы подстаканников, елочных шаров, настенные часы, шкатулки, картины. И даже расписная детская лошадка-качалка там стояла.

Но цены в магазине немилосердные. Я бы, пожалуй, без ощутимой бреши в финансах могла бы позволить себе приобрести только небольшой подносик (конфет на пять) – такой малюсенький стоил около 800 рублей.

Как вам такой поднос за 180 тыс рублей?

Тем не менее, музей хороший, картины приятны для глаз, а некоторые просто восхитительны.

Покинув Жостовскую фабрику подносов, мы приступили ко второй части нашей программы – пошли искать Жостовский карьер. Нашли, обошли, искупались. Но об этом – в следующей статье.

Поиск туров

  • для туров от 20 тыс.руб. — скидка 300 руб по промокоду AF300putevye
  • для туров от 40 000 руб. — скидка 500 руб.по промокоду AF500putevye

ОТ ТЕНЕЖКИ К ЧЕРТЕЖКЕ

Только в трех художественных цехах все по старинке. Здесь 36 художников, устроившись среди разномастных цветочных горшков и вооружившись кистями, палитрами и фольгой, превращают заготовки в произведения искусства.

– У нас дома живые цветы. Мы постоянно наблюдаем за ними. А еще ходим по полям и лесам. Каждая былинка вдохновляет. В этом порыве приходим сюда рисовать, – делится художница Ольга.

Сначала художники мелом набрасывают штрихи – обозначают направление композиции. Затем делают замалевку, то есть наносят белилами эскиз рисунка. За ночь поднос высыхает и нужно приступать к тенежке: темные участки цветов и листьев закрашиваются прозрачной краской, после чего выделяются уже светлые места. Далее следует расстановка бликов, которые создают эффект объема.

К последним этапам относятся чертежка – прорисовывание светлых контуров по краям композиции – и «привязка», когда цветочное изображение дополняется травинками. Некоторые живописцы еще покрывают листья сусальным золотом. Готово! На подносе распустились цветы: полевые, садовые, райские. Остается лишь поставить «автограф».

– Есть базовые правила жостовской росписи. На основе алгоритма каждый художник создает свое произведение, повторить которое не может даже он сам, – отмечает Михаил Лебедев. – Были случаи: заказчики просили нас изготовить копию – не выходило. Нечто похожее – да, точь-в-точь – нет.

Фантазию местных художников никто не ограничивает. Цветы могут «вырасти» на клумбе или в корзине вместе с фруктами, сложиться в букет или свиться в гнездо для жар-птицы.

– Мы не ограничиваемся растительным орнаментом, – констатирует Михаил. – Коллеги рисуют и тройки лошадей, и зимние пейзажи, и натюрморты. Настоящий художник любит эксперименты.

Цвета жостовской росписи

Если посмотреть на произведения жостовских мастеров, то становится ясно, что в своём искусстве они не ограничены в выборе подходящего оттенка из всей цветовой гаммы. Помимо чёрного, в окрашивании фона изделия со временем стали использовать и другой цвет – красный, зелёный, синий, серебристый. Такие решения позволили ещё больше разнообразить художественный ассортимент росписи «жостово». Особенно после добавления в него и спокойных пастельных тонов.

В настоящее время популярным фоновым оттенком стал цвет «слоновой кости», придающий нарисованной на нём композиции более мягкий и уютный характер.

Для изображения рисунка мастера пользуются любыми цветами, что позволяет сделать каждый рисунок неповторимым.

В результате украшающие подносы жостовские картинки становятся чарующе яркими и привлекающими внимание даже далёкого от этого искусства человека

Цвета в росписи

Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.

Для фона

Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.

Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»

Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.

Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.

Для основного изображения

Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.

Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.

Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.